Трапезникова Анастасия Сергеевна
СПбГУ

К вопросу о духовных и эстетических ориентирах современных иконописцев


Проблемы, существующие сегодня в современном церковном искусстве, можно разделить на три категории. Первая — это художественная выразительность произведений, вторая — богословские и теоретические аспекты, третья — проблемы духовных и эстетических ориентиров современных иконописцев. Эта классификация носит условный характер, так как все названные аспекты тесно связаны между собой переплетаются и взаимодействуют. Более подробно мы остановимся на последней категории.
Стремительное развитие иконописания в последние годы ведет к одному из главных вопросов: может и должна ли икона быть актуальной и современной? Правомерность этого понятия оправдывалась богословами начала ХХ в.: Л. А. Успенским, о. Павлом Флоренским, о. Сергием Булгаковым.
Другая сторона вопроса ставит рамки для противоположной крайности и ограничивает проявление модерна в иконе и появление новой иконографии, противоречащей канону.
Икона XX в., так же как и икона любого другого периода, имеет свои характерные черты, определенную духовную наполненность и ярко выраженные стилистические признаки, которые отличают ее от произведений других эпох.
Сейчас ни в одном из регионов России нет сложившейся школы в том смысле, в котором это понятие применяется к средневековым иконам Новгорода, Москвы, Владимира. Более того, в культуре современной России нет преобладающей художественной системы, «большого стиля», способного оказывать влияние на икону. Использование общих художественных приемов, твердые духовные основы характерны для иконописания всех эпох. Существенное отличие, однако — ориентация мастеров современности не на определенную стилистику, выражающую «дух времени», являющуюся органичной для данной эпохи, а на конкретных мастеров, наиболее ярко проявивших себя на этой стезе — Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова и т. д.
Особенностью изучения иконы в ХХ столетии явилось то, что она оказалась обращенной к обществу не сакральной, а эстетической стороной. Именно такая позиция сформировалась в советском искусствоведении. По сей день преобладает некая историчность мышления, доминирование эстетизма с установкой на копирование и реставрацию. Полагаем, что на данном этапе было бы важнее не изучение внешних признаков разных стилистик иконописных школ, а переосмысление содержательной, богословской стороны иконописи и создание языка иконы, который был бы естественным не для XV или XIX в., а именно для нашего времени.