Article Index

Е.Д. Евсеева (МГУ имени М.В. Ломоносова, ГТГ)
К биографии художника И.В. Бугаевского-Благодарного


Иван Васильевич Бугаевский-Благодарный — живописец, работавший в начале – середине XIX в. Помимо портретов и жанровой сцены, его наследие составляют также несколько пастелей и миниатюр, альбом перовых рисунков. Имеется в творчестве художника и «пласт» копийных работ. Хотя имя Бугаевского достаточно известно, его творчество и корпус работ до сих пор не становились предметом специального исследования, равно как и его биография.
Бугаевский изредка упоминался в научной литературе, главным образом, в связи с именем Боровиковского. Их связывали дружеские отношения1. Бугаевский – автор единственного известного портрета мастера2. Одновременно он входил в ближайшее окружение А. Г. Венецианова3.
Фамилия художника встречается в дореволюционных справочниках4, в Истории русского искусства5, каталогах Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, путеводителях по Калужскому областному художественному музею, Нижнетагильскому музею изобразительных искусств, Центральному военно-морскому музею, Национальному художественному музею Республики Беларусь и других изданиях. Однако почти везде обнаруживаются расхождения и вариативность приведенных сведений, вплоть до указания фамилии, отчества и годов жизни. Если суммировать всю информацию, можно заключить, что речь идет об Иване Бугаевском (Богаевском), имевшем прозвание Благодарный (Благодатный)6 и отчество Васильевич (Семенович). Примечательно, что Русский биографический словарь содержит две статьи – «Иван Семенович Бугаевский-Благодарный» и «Иван Семенович Богаевский-Благодарный»7.
Научные сотрудники Русского музея установили, что путаница в литературе отчасти обусловлена смешением биографий двух разных художников-однофамильцев. Помимо Ивана Васильевича Бугаевского, в Петербурге жил и работал Иван Семенович Бугаевский, родившийся в 1773 г. Сын киевского мещанина, он в 1779 г. был принят в академическое училище, а в 1794 г. выпущен из Академии художеств словорезным мастером. Последние сведения о нем относятся к 1801 г.8 
Однако и в более поздней литературе разночтения в биографических сведениях о Бугаевском-Благодарном сохраняются. В числе прочего исследователи по-прежнему указывают различные даты жизни и место рождения Бугаевского, а также отчество художника.
В качестве даты рождения Бугаевского-Благодарного назывались 1773, 1777, 1780 и другие годы. Н.П. Собко, составитель словаря художников, определял годы жизни Бугаевского как 1783–17599. В Петербургском некрополе указано, что «Бутаевский-Благодарный (sic!) Иван Васильевич» умер 13 апреля 1860 на 72 году10. В каталоге живописи Русского музея приводятся годы 1773–185911.
Выявлено два архивных документа, позволяющих определить более или менее точно год рождения Бугаевского-Благодарного и точно назвать дату его смерти. Это служебный рапорт, составленный в день кончины художника и присоединенный к формулярному списку Бугаевского за 1860 год  и «Ведомость о погребенных на Смоленском православном кладбище в апреле месяце 1860 года»13. Дата смерти в обоих документах совпадает: 12 апреля 1860 года.
Сведения о возрасте Бугаевского на момент смерти рознятся, что приводит к вариативности  года рождения. В формулярном списке за 1860 г. указан возраст 80 лет14. Точная дата составления формуляра не указана, но очевидно, что 80 лет художнику было на момент смерти – 12 апреля 1860 г. Следовательно, его год рождения следует определить как 1780 (если он родился в начале года) или 1779 (если на момент составления формуляра в 1860 году он не успел отметить день рождения).
В кладбищенской ведомости указано, что погребенному Бугаевскому было 78 лет. Если эти сведения точны, то соответственно годом рождения художника мог быть 1782 или 1781 год.
Возможно, следует признать формулярный список более авторитетным источником, что дало бы возможность определить год рождения Бугаевского как 1780 или 1779. Однако более корректным представляется утверждение, что художник родился между 1779 и 1782 гг.
Итак, годы жизни Бугаевского следует определить следующим образом: между 1779 и 1782 гг. – 12 апреля 1860 г.
Представляется необходимым обратить внимание на один из дней календарного года, имевший для художника особое значение, – 30 марта. Из шести работ, подписанных конкретным днем, четыре датированы 30 марта. Эта же дата стоит на портрете Бугаевского работы Венецианова (надпись сделана рукой Бугаевского). И даже портрет Боровиковского, как значится в авторской надписи, «писан по памяти после кончины его, Академиком Иваном Бугаевским-Благодарным 30 марта 1825 года». Вместе с тем, Боровиковский скончался 6 апреля 1825 г., и Бугаевский, как один из самых близких к нему людей в последние годы его жизни, не мог не знать этой даты. Можно допустить, что Бугаевскому было важно маркировать наиболее важные работы именно этим днем. Не исключено и то, что авторские надписи делались позднее. Так или иначе, очевидно, что 30 марта по какой-то причине была важная для него дата. Вероятно, это были именины Бугаевского (скорее всего, они совпадали с днем рождения). На 30 марта приходились дни памяти Иоанна Лествичника и Иоанна Молчальника.
Бугаевский-Благодарный был родом из Малороссии. В 1818 г. в Департаменте герольдии Правительствующего сената рассматривалось дело о дворянстве Бугаевских15. Согласно семейным сведениям, зафиксированным в материалах этого дела, род Бугаевских происходит «из древнего шляхетства польского, жительствовавшего на той стороне реки Днепра»16. Прапрадед Ивана Васильевича Бугаевского-Благодарного – Василий Аникеевич – был хорунжим Корсунского полка (1670-е гг.). Со временем он вместе с двумя сыновьями Лукьяном и Иосифом перебрался на Левобережье Днепра в Воронежскую сотню Нежинского полка. Дед художника Илья Иосифович Бугаевский женился на «дочери шляхетской» Благодарной и, «получив за нею недвижимое имение, назвался Благодарным»17. Таким образом, только потомки Ильи Бугаевского-Благодарного носили двойную фамилию. По-видимому, вторая часть фамилии «не прижилась». Уже его сыновья в материалах дела чаще именуются просто Бугаевскими. Примечательным представляется, что Иван Васильевич использовал оба варианта своей фамилии, последовательно их чередуя: в среде художников он был больше известен как Бугаевский-Благодарный, в прочих документах он обычно значится как Бугаевский.
Василий Ильич Бугаевский-Благодарный (отец художника), согласно ревизии 1816 г., значился состоящим в мещанском звании. Он проживал в городе Кременчуге с женой, двумя сыновьями и пятью внуками. Дело о причислении к дворянскому сословию возбудил его брат (по-видимому, старший) священник Захарий Бугаевский-Благодарный, проживавший в Новгород-Северском повете Черниговской губернии. В 1787 г. новгород-северское дворянское собрание признало неопровержимыми представленные Захарием доказательства и внесло запись о роде Бугаевских-Благодарных во вторую часть родословной книги Черниговской губернии. В соответствии с процедурой благородное происхождение и поведение предков засвидетельствовали двенадцать дворян. В 1818 г. дело о дворянстве было пересмотрено в Герольдии и, за отсутствием документальных доказательств,  вынесено определение Бугаевских-Благодарных дворянами не числить и дворянскую грамоту у них отобрать.
В качестве места рождения Ивана Бугаевского-Благодарного указывалось «близ Кременчуга»18. Документального подтверждения обнаружить не удалось – по-видимому, Г.В. Смирнов и К. В. Михайлова, предложившие эту формулировку, основывались на двух фактах: в 1816 г. родители Бугаевского, его братья с семьями проживали в Кременчуге, в 1788 г. Бугаевский был записан на службу в Градижске – уездном городе Екатеринославской губернии, находившемся недалеко от Кременчуга. 10 сентября 1788 г. он поступил копиистом в градижскую нижнюю расправу (нижняя судебная инстанция). Зачисление на службу малолетних было распространенным явлением в конце XVIII – начале XIX в.19 Такой путь был характерен для чиновников недворянского происхождения: начав служить в 9–10 лет, они к 18–20 годам получали первый «классный» чин. (Косвенным образом дата поступления на службу подтверждает ранний вариант года рождения – 1779 или 1780). 6 октября 1790 г. Бугаевский был произведен в подканцеляристы, а 19 июля 1792 г. – в канцеляристы. 10 сентября 1794 г. он получил чин губернского регистратора. Следующей ступенькой в чиновной карьере должен был стать чин 14-го класса. Но в 1796 г. расправы были упразднены. 8 мая 1797 г. Бугаевский был уволен из градижской нижней расправы.
В течение целых 10 лет Бугаевский находился в отставке. Это самый темный период в его биографии, о котором не сохранилось никаких сведений. 25 мая 1807 г. Бугаевский был определен смотрителем на станцию Славянскую Екатеринославской губернии. И практически сразу, 1 октября 1807 г., Бугаевский был произведен в коллежские регистраторы, то есть стал чиновником 14-го класса. 7 ноября он уже был перемещен в число чиновников Малороссийского почтамта. 23 февраля 1809 г. Бугаевский был определен на вакансию помощника начальника стола. 31 декабря 1810 – произведен в губернские секретари (12-й класс).
В апреле 1813 г. Бугаевский уволился из Малороссийского почтамта и переехал в Петербург, определившись на службу в министерство. Это был очень значительный скачок в карьере провинциального чиновника. Своим продвижением по службе Бугаевский, по-видимому, был обязан появившемуся у него покровителю. В период службы Бугаевского в Малороссийском почтамте в Чернигове там же служил экспедитором Михаил Данилович Стог. В октябре 1808 г. в Чернигов приезжал из Петербурга20 его брат — надворный советник Алексей Данилович Стог (1778–1837). Вероятно, А.Д. Стог заметил толкового молодого чиновника. Возможно, за Бугаевского замолвили слово (в Чернигове в это время служит священником дядя — Захарий Бугаевский-Благодарный). Так или иначе, в дальнейшем на протяжении почти трех десятилетий их передвижения по службе оказываются связанными незримыми нитями. 26 апреля 1813 г. Бугаевский был определен в Хозяйственный департамент Министерства полиции21 (Стог — начальник 2-го отделения того же департамента). В 1818 г. Стог назначен директором Хозяйственного департамента, Бугаевский служит там же. В 1820 г. в результате реорганизации министерств оба они оказываются в Хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел. Стог посвятил значительную часть жизни организации общественного призрения, написал книгу «Об общественном призрении в России» (СПб., 1818–1831, т. 1–4); Бугаевский, согласно формуляру, «за труды по составлению дополнения к своду законов о общественном призрении в России», получил в 1828 г. 100 рублей. В 1831 г. Стог становится сенатором, Бугаевский — начальником архива Хозяйственного департамента. В конце 1820-х гг. Стог принимает на себя обязанности попечителя Обуховской больницы, Бугаевский в 1828–1853 гг. постоянно пишет образа и религиозные картины для церкви Обуховской больницы. Со Стогом связан и ряд заказов Бугаевского.
В Хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел (в 1813–1819 гг. —Министерства полиции) Бугаевский прослужил 47 лет, до самой смерти. С 1831 г. он был в должности начальника архива этого департамента. Согласно формулярному списку, он был успешным чиновником, постоянно получавшим за «усердную» и «отлично-ревностную» службу денежные суммы и премии в виде годовых и полугодовых окладов, а также с пятилетним интервалом — знаки отличия беспорочной службы (последний — за 50 лет службы — в 1858 г.). Бугаевский стал кавалером всех соответствовавших его чинам и выслуге орденов: Св. Владимира 3-й и 4-й степени, Св. Анны 2-й степени с Императорскою короною и 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени, был награжден темной бронзовой медалью в память Крымской войны 1853–1856 гг.
Производство в следующий чин поначалу шло очень быстро: 1813 год — 10-й класс, 1815 год — 9-й класс. Затем оно затормозилось — в чине титулярного советника (9-й класс) Бугаевский прослужил 20 лет. Это объясняется тем, что 8-й класс давал права потомственного дворянства, и для того, чтобы сократить приток в дворянское сословие выходцев из податных сословий в 1809 г. был издан указ, по которому для получения чина коллежского асессора (8-й класс) требовалось предъявить свидетельство об окончании университета или сдать соответствующие экзамены. Ни того, ни другого Бугаевский сделать не мог (что свидетельствует о том, что 10 «темных» лет его жизни были потрачены не на получение серьезного образования). Закон действовал до 1834 г., после чего был отменен. И уже в 1835 г. Бугаевский был произведен в коллежские асессоры. В дальнейшем ему удалось подняться еще на две ступеньки — дослужиться до чина коллежского советника (6-й класс).
Судьба Бугаевского как художника необычна: на протяжении почти полувека находясь на министерской службе, Бугаевский параллельно работал и как художник. Эти две его ипостаси не всегда пересекались в сознании современников: неслучайно в адрес-календарях значились две персоны — чиновник, начальник архива департамента И.В. Бугаевский и академик живописи Иван Бугаевский-Благодарный22. Несмотря на министерскую занятость (судя по формулярному списку, Бугаевский лишь однажды отлучался в отпуск), он постоянно стремился совершенствовать уровень своей художественной выучки. И переживал, что ему не удается достичь высот мастерства. Об этом свидетельствует рассказ Н. Рамазанова: «Егорова нередко навещал один крупный чиновник Б.-Б., который, в досуги от службы, занимался искусством и постоянно жаловался, что живопись не дается ему, как бы хотелось, и что мешает этому служба. «Выходите в отставку» — обыкновенно отвечал Алексей Егорович; но бюрократ службы не покидал, продолжая на нее жаловаться, — и однажды, уходя от Егорова, заметил ему: как превосходно поет ваша канарейка! — Да одним делом занимается! — заметил в свою очередь старец художник»23.



Ссылки.

  1.   Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. М., 1975. С. 11.
  2.   Попова Л.Н. Портрет В.Л. Боровиковского работы художника И.В. Бугаевского-Благодарного // Калужские пенаты. Вып. 1. Калуга, 1983. С. 13-15; Маркина Л.А. Портрет с секретом. Штрихи к иконографии В.Л. Боровиковского // Третьяковская галерея. 2009. № 4. С. 6-13.
  3.   Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., 1980. С. 8.
  4.   Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования / Под ред. П.Н. Петрова. СПб., 1864. Т. 1. С. 168, 335; 1865. Т. 2. С. 169, 187, 192, 194; Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Академии художеств. Часть вторая. Пг., 1914. С. 18, 245.
  5.   История русского искусства  / Под общей редакцией И.Э. Грабаря. М., 1961. Т. 7. С. 142.
  6.   См., например: Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание великого князя Николая Михайловича. СПб., 1907. Т. 3, № 160. Вариант «Благодатный», вероятно, связан с тем, что одна из букв фамилии нередко неверно прочитывалась исследователями.
  7.   Русский биографический словарь. СПб., 1908. Т. 3. Бетанкур-Бякстер. С. 127–128, 429. Сведения о произведениях художника различны, за исключением портрета А. И. Иванова 1824 года, упоминаемого в обеих статьях.
  8.   Михайлова К.В., Смирнов Г.В. Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея. XIX – начало XX века. Л., 1974. Т. 2. С. 356.
  9.    Письмо Н.П. Собко к П.М. Третьякову от 8 марта 1893 года. ОР ГТГ, Ф. I. Д. 3358. Л. 2.
  10.   Саитов В.И. Петербургский некрополь. 1912. Т. 1. С. 326.
  11.   Государственный русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог. А – И. СПб., 2002. С. 107.
  12.   РГИА. Ф. 1287. Оп. 45. Д. 104. Л. 4, 10.
  13.   ЦГИА СПб. Ф. 457. Оп. 1. 63. Л. 160 об.
  14.   РГИА. Ф. 1287. Оп. 45. Д. 104. Л. 6.
  15.   РГИА. Ф.1343. Оп. 17. Д. 6467.
  16.   Там же. Л. 4.
  17.   Там же. Л. 4 об.
  18.   Михайлова К.В., Смирнов Г.В. Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея. XIX – начало XX века. Л., 1974. Т. 2. С. 356.
  19.   Писарькова Л. Российский чиновник на службе в конце XVIII – первой половине XIX века // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Pisar_RossChin.php
  20.    Санкт-Петербургские ведомости. 1808. № 18. Среди персон, подавших приношения отечеству на вооружение Земского войска от Черниговской губернии, в списках упоминается «Титулярный советник Стог» (5 рублей) и «священник Бугаевский» (1 рубль).
  21.   РГИА. Ф. 1287. Оп. 45. Д. 104.  Л. 1-2.
  22.   См., например: Адрес-календарь, или Общий штат Российской империи на 1843 год. СПб., 1843. Ч. 1. С. 42, 188.
  23.   Рамазанов Н.Н. Материалы для истории художеств в России. Кн. 1. М., 1863. С. 160–161.