Гончаров Роман Вячеславович
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

К проблеме представления речи, звуков и запахов в вазописи майя позднеклассического периода

Открытие и изучение вазописи майя в контексте искусствознания началось сравнительно недавно — в 70-е гг. прошлого столетия. В настоящее время становится очевидно, что эта самостоятельно сложившаяся в древней Америке традиция по своим художественным достоинствам не уступает, а по степени нарративности даже превосходит вазопись древнегреческих мастеров.
Повышенная нарративность парадной керамики майя позднеклассического периода (VII–IX вв.) обусловлена введением в ее роспись элементов, формирующих дополнительные каналы информации. Это не только иероглифические надписи, но и знаки передающие речь, звуки и даже запахи. Такие знаки можно разделить на условные — прямо обозначающие речь, звук, запах, и ассоциативные — указывающие на перечисленное косвенно.
По степени их проникновения во внутренний мир изображения иероглифические  надписи в вазописи майя делятся на три группы. Первая группа —т. н. основной стандарт (PSS). Вторая — глифы, обозначающие предметы и изображённых персонажей. Третья — прямая речь лиц, представленных в сценах. Иероглифы третьей группы не только передают слова персонажей, но также играют роль условных знаков самого процесса говорения.
Помимо иероглифов в майяской вазописи присутствует и специальный условный знак, указывающий на процесс говорения вообще, т. е. условно передающий звук речи. Это т. н. речевой завиток. К ассоциативным знакам, указывающим на присутствие звуков музыки, относятся изображения музыкальных инструментов, часто сопровождающие дворцовые сцены.
Запахи, также находят отражение в вазописи майя. К условным знакам передачи приятного запаха, очевидно, относится т. н. назальный мотив. Неприятный запах мог условно обозначаться особым спиральным знаком. К ассоциативным же знакам, косвенно указывающим на наличие неприятного запаха, относится изображение мух, кружащихся над его источником. Вероятно, аналогичным ассоциативным знаком приятного запаха можно считать изображение колибри.
Столь большое внимание, уделяемое в вазописи майя передаче речи, звуков и запахов свидетельствует о том, что в позднеклассический период при дворах майяских правителей формируются традиции светского нарративного изобразительного искусства.