Смолина Майя Гавриловна
Сибирский федеральный университет

Перекрестные мотивы в творчестве М. З. Шагала и В. Ф. Капелько

Одна из причин достаточно широкого признания творчества Марка Шагала во многих уголках России кроется в лирической мифологизации понятий «родина», «деревня» («провинциальный городок») — тех понятий, которые традиционно понимались эпически. Это послужило примером для художников, которые экспрессивно и субъективно передавали красоты своего региона.
Задача доклада состоит в том, чтобы через сравнение мотивов и приемов представить аналогичные аспекты в творчестве сибирского художника Владимира Феофановича Капелько (1937–2000). Творчество Капелько при всем своеобразии содержит множество элементов, идентичных шагаловскому художественному языку. Прежде всего, это лиромифологический принцип видения традиционного деревенского мирка, соединение элементов обывательского провинциального мира с миром общечеловеческой культуры, это своеобразный «эзопов язык» (иносказание с помощью персонажей домашних животных).
Среди перекрестных мотивов творчества М. З. Шагала и В. Ф. Капелько: а) один из центральных мотивов творчества — мотив петуха; б) комические мотивы; в) мотив автопортретности (связанный с животным началом); г) мифологические мотивы совокупления женщины с превращенным богом; д) символы мужского и женского начал; е) мотив парящей человеческой фигуры над панорамой.