Шабунина Екатерина Ивановна
СПбГУ
Научный руководитель: Е. Ю. Станюкович-Денисова

Творчество архитектора Я. Г. Гевирца после 1917 года

К творчеству петербургского зодчего Якова Германовича Гевирца (1879–1942) не раз обращались историки архитектуры. Как автор доходных домов и культовых иудаистских построек он упоминается в ряде архитектурных справочников по Петербургу (под ред. В. Г. Исаченко, Б. М. Кирикова и др.). Первая специальная публикация о Я. Г. Гевирце как воспитаннике и профессоре Академии художеств относится к 1991 г. (Т. Э. Суздалева), а с середины 2000-х гг. издаются статьи харьковского исследователя Е. А. Котляра, который главным образом сосредоточился на проектах, выполненных по заказу еврейских общин.
В разное время предпринимались попытки обстоятельного изучения творческой биографии архитектора — так, еще в 1979 г. предполагалось издание монографии, а в начале 2000-х гг. Ю. Б. Бирюковым велась серьезная научная работа в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, где с 1973 г. хранится переданный наследниками архив зодчего. Несмотря на обширность и разнообразие наследия Я. Г. Гевирца в историографии освещена незначительная его часть, связанная с еврейскими общинами, в то время как иные периоды жизни архитектора фактически не изучались. Вместе с тем, Я. Г. Гевирц создавал проекты доходных домов, строившихся в Петербурге в 1906–1915 гг., участвовал в конкурсах, выступал в печати. Последние 25 лет жизни зодчего после революции 1917 г. были отданы проектированию, исследовательской работе и преподаванию, и именно этот период нам представляется наиболее интересным для изучения.
Во второй половине 1920х гг. Я. Гевирц делает попытки вернуться к строительной практике. Он участвует в архитектурных конкурсах, в т.ч. на проект здания Центрального телеграфа (1925 г.), памятника-маяка В. И. Ленину (1924 г.), Дома правительства БССР (1929 г.) и др. Однако, к сожалению, ни один проект, задуманный в советский период, так и не был воплощен в жизнь.
Основываясь на материалах из личного архива Я. Г. Гевирца, мы попытаемся детально восстановить биографию архитектора, рассмотреть его проекты и публикации послереволюционного периода, проанализировать преподавательскую деятельность.