Морозова Екатерина Ивановна
МГУ имени М. В. Ломоносова; ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря


Полихромные зооморфные инициалы в московских рукописях конца XV в.


Полихромные зооморфные инициалы в виде фигурок драконов, змей, птиц, дельфинов и пр. встречаются в ряде московских манускриптов начала XV в., вышедших из митрополичьей мастерской. К их числу относятся такие хорошо известные рукописи как Евангелие Хитрово, Евангелие Успенского собора, Евангелие Симеона Гордого, Андрониково Евангелие. Зооморфные инициалы сочетаются в них с орнаментом неовизантийского стиля.
В рукописях начала века полихромные зооморфные инициалы следует рассматривать как примету конкретного скриптория и как явление исключительное, не получившее широкого распространения в древнерусской книжности.
Вновь полихромные зооморфные инициалы появляются в московской рукописной декорации в конце XV в. (наиболее ранние из известных нам рукописей с инициалами такого типа относятся к 1470-м гг.). Основу этого процесса составляет сознательная ориентация художников на манускрипты начала столетия.
В настоящий момент нам известно семь московских рукописей конца XV в., содержащих зооморфные инициалы. Это Евангелия ГИМ, Щук. 305 и Дон. 2; Евангелие РГБ, Больш. 18; Евангелие РНБ, Кир-Бел. 44/49; Слова Григория Богослова РГБ, Троицк. 137; две Псалтири с восследованием РГБ, Троицк. 315 и Фад. 1.
Все манускрипты роскошно украшены орнаментом балканского (Кир.-Бел. 44/49 и Фад. 1) и неовизантийского стиля с обильным использованием золота. Три из них (Кир.-Бел. 44/49, Троицк. 137 и Троицк. 315) — лицевые; Евангелие Больш. 18, вероятно, также имело миниатюры. При этом у нас нет данных, позволяющих считать все перечисленные рукописи продукцией одной мастерской.
В одних случаях имеет место свободное обращение с заимствованными из искусства начала века мотивами; при этом художники предпочитают изображать драконов и змей, обвивающихся вокруг неовизантийских побегов. В других случаях мы сталкиваемся с ситуацией прямого копирования инициалов группы Евангелия Хитрово (Псалтирь РГБ, Фад. 1).
Феномен обращения к искусству начала XV в. в конце этого столетия сложен и до сих пор не достаточно исследован. Он включает такие явления, как повторение старых иконографических формул и воспроизведение архитектурных фонов, характерных для позднепалеологовского искусства. Возрождение полихромных зооморфных инициалов в московской орнаментик представляется нам одной из составляющих этого процесса.