Верховская Елена Григорьевна
МГУ имени М. В. Ломоносова



Музыка как символ власти. Итальянские синьории и музыкальные сюжеты в живописи Италии XV – начала XVI в.


С XII по XVIII в. музыкальная иконография в западноевропейском искусстве претерпела существенную эволюцию, отражающую важнейшие мыслительные процессы эпохи. Символы и аллегории появлялись и исчезали, наполнялись новыми смыслами и интерпретациями в зависимости от той или иной политической, социальной и культурной ситуации.
Политическая борьба в Италии первой половины XV в. привела к практически повсеместному падению республиканских режимов и постепенному установлению тираний. Новые сеньоры нуждались в легитимизации своей власти, и одним из ярких и наиболее репрезентативных способов демонстрации власти была музыка. Логическая связка была довольно проста и недвусмысленна: музыка — это гармония, а гармония подразумевает иерархию. Законы музыкальной гармонии, как писали еще античные мыслители, включая Платона, Аристотеля, Боэция и др., являлись не только отражением гармонии небесной и микромоделью всего мироздания, но могли, a главное, должны были отражаться в земном устройстве. Таким образом, настоящее «доброе правление» нуждалось в наличии социальной иерархии и, как ее следствие — фигуре правителя. Итальянские сеньоры соревнуются в роскоши убранства придворных капелл и борются друг с другом за право пригласить к своему двору лучших музыкантов. Изобразительное искусство включается в общий «музицирующий процесс» и начинает «звучать» громче и яснее, чем когда-либо. От Семи свободных искусств, аллегории Музыки, изображения муз, Аполлона и других античных музыкальных сюжетов до ангельских хоров и не обоснованных сюжетной линией музицирующих, поющих и танцующих персонажей, репертуар эпохи существенно расширяется, а старые привычные символы и образы обретают иное значение в свете новых пропагандистских задач, поставленных перед искусством. В качестве примеров мы можем назвать декорации студиоло урбинского герцога Федериго да Монтефельтро и Изабеллы д’Эсте, произведения Козимо Тура, Франческо дель Косса, Джованни Беллини и др., а также множество предметов прикладного искусства (включая мебель, декорацию кресел в хорах придворных капелл, интарсии и т. п.). Попытка выявить эти дополнительные смыслы и новые привнесенные акценты в иконографию музыкальных сюжетов обозначенного периода и является задачей будущей работы.