Содержание материала


Храм Афины в Сиракузах
Несмотря на бурную историю Силиции, в Сиракузах до наших дней сохранилось множество античных памятников. Особенно много их на материковой части, но есть они и на острове Ортигия, где поначалу располагался античный город, как свидетельствуют античные источники, освещающие историю Сиракуз (Diod. V, II). Именно здесь находятся древнейший дорический храм на Сицилии — храм Аполлона, датированный началом VI в. до н. э., фонтан Аретузы и храм Афины, о котором пойдет речь ниже.
Благодаря археологическим раскопкам в окрестностях собора Архиепископского дворца и рядом с Палаццо Вермексио (здание городского совета), проводимым с начала ХХ в. по сегодняшний день, были получены детальные сведения о священной зоне и этапах ее застройки. С самого начала, то есть со времени возникновения греческих поселений, часть этой зоны предназначалась для культовых целей. Во время раскопок 1912–1917 гг. были обнаружены соответствующие такому назначению архитектурные элементы — терракоты и часть алтаря.
Храм представлял собой традиционный греческий периптер, практически целиком построенный из местного песчаника, с облицовкой мрамором с Кикладских островов. Размеры по стилобату — 22 × 55 м. Найденные при раскопках терракотовые фигурки богини Афины, некоторые детали декора и описания храмов Сиракуз, приведенные в трудах Цицерона и Диодора Сицилийского, подтвердили, что храм посвящен Афине. Вход в храм был с восточной стороны, тогда как теперь в собор можно зайти только с запада. Соотношение колонн храма 6 к 14, их высота 8,70 м, диаметр составляет около 1,9 м, колонны прорезаны двадцатью каннелюрами. Колонны слегка расширялись в центральной части (энтазис), а эхины капителей были немного сплюснуты. Целла представляла собой пронаос, позади которого был устроен опистодом (от греч. opisthódomos — находящийся в задней части дома) — закрытое помещение в западной части храма, имеющее выход на западный фасад и отделенное стеной от наоса. Опистодом, как правило, использовался в качестве государственного казнохранилища [12, с. 97].
Многие архитектурные и декоративные черты роднят его с храмом Победы в Имере, а также с одним из храмов Агригента (V в. до н. э.) [23, p. 46], значимого античного города на другой оконечности Сицилии. Эти храмы могли строиться одновременно и по одному и тому же случаю — в честь победы над карфагенянами, которая принесла Сиракузам и всей Сицилии большую славу и богатство. По пропорциям храм Афины идентичен современному ему храму Зевса в Олимпии.
Античные авторы — в основном Цицерон — описывают множество деталей декора и обстановки храма, который был знаменит своим богатством и роскошью. В речи против Верреса говорится в том числе и о храме Афины: «…ни в одном храме не было более великолепных, более искусно сделанных из золота и слоновой кости дверей. Трудно пересчитать, сколько греков писало об их красоте! Двери были украшены самой тонкой работы фигурами из слоновой кости. Верес велел снять все: великолепной работы голову змееносной Горгоны он оторвал и взял себе. Здесь он, впрочем, доказал, что его прельщает не только образцовая работа, но и ценность материала, позволив себе унести все множество золотых массивных шаров в дверях…». Как и все дорические храмы, храм Афины был украшен обильной, но филигранной раскраской: горизонтальные конструкции покрывались, главным образом, красной краской, вертикальные — синей. Метопы часто оставлялись белыми, в оригинальном цвете камня, как и колонны, и каменные балки архитрава, или были покрыты красной краской. Помимо сочетаний упомянутых выше насыщенных цветов, применялись и другие краски, а также позолота, которой покрывались отдельные детали фасадов. Интерьер был расписан фресками, изображающими различные исторические события, происходившие с городом и его правителями. Известно, что стены наоса были украшены сценой битвы одного из правителей Сицилии — Агафокла (317–289 гг. до н. э.) с карфагенянами, а также 27 портретами тиранов и королей Сицилии.
Возможно, фрески были размещены в храме, а не во дворце правителя, для того, чтобы связать походы Агафокла против карфагенян с битвой при Имере, в честь которой был возведен храм. Портретная галерея демонстрировала доблесть могущественных правителей Сиракуз и память о них, что могло поставить Агафокла, человека скромного происхождения, в один ряд с его предшественниками. Известно также, что во время первого крупного сражения, выигранного у карфагенян в Африке (вероятно, именно оно изображено на стенах наоса), на армию Сиракуз опустилось несколько сов, священных птиц Афины, что, по легенде, было выражением благосклонности богини.
В центре восточного фронтона находился огромный золоченый щит Афины, хорошо видимый издалека. Он помогал мореплавателям выйти прямо к гавани перед храмом. Из храмового декора также сохранились найденные при раскопках небольшие скульптуры Горгон (56 см в высоту) — «…они имеют много общего с декоративными горгонами храмов в Селинунте» [21, p. 104]. Симы — водоотводы для дождевой воды — были выполнены в виде свирепых львиных морд.
Впоследствии тираны и римские наместники многое изменили во внешнем облике храма, а в VII в. н. э., как уже говорилось, храм перестроили в христианскую базилику, посвятив ее Деве Марии. Тогда основное пространство храма было разделено на три нефа мощными аркадами из того же местного песчаника, который послужил материалом при строительстве первого храма. Для этого был использован простой метод, встречающийся в аналогичных перестроенных в христианские базилики храмах (например, храм Согласия в Агригенте [23, p. 54]). Центральный объем был переделан в центральный неф, пространства, заключенные между стенами и колоннадами, интерколумнии которых закрыли, стали боковыми нефами. Ориентация храма по сторонам света была изменена из-за необходимости обратить на восток хоры собора: вход с востока был заложен и устроен с противоположной стороны. В таком виде базилика простояла десять веков, до землетрясения 1693 г. Восстановлением собора, освященного после реставрации как собор Святой Лючии, покровительницы Сиракуз, в XVIII в. занимался приверженец стиля барокко Андреа Пальма, статуи фасада исполнены скульптором Марабитти. Конструкция храма не претерпела особых изменений: были лишь удалены некоторые внутренние стены (между наосом, портиком и опистодомом), а пространства между наружными колоннами, наоборот, заложены таким образом, что колонны выступают из стен примерно на треть объема во внутреннее пространство, и на 1⁄8 — наружу. Также была увеличена высота стен над современным входным пространством, и с Соборной площади, с главного фасада, собор производит впечатление двухэтажного, что подчеркнуто поэтажной группировкой барочных элементов декора. В интерьере собора сочетаются и дополняют друг друга мраморные барочные купели, средневековые норманнские фрески и сохранившиеся архитектурные фрагменты храма Афины. Апсида собора, выполненная в византийском стиле, относится ко времени его перестройки — VII в. Древнегреческие надписи на мраморных плитах, которые также находятся в соборе, происходят их катакомб Сан-Джованни и не относятся к храму. В 1927 г. была проведена реставрация, в ходе которой были изъяты многие барочные детали, однако сохранено деревянное перекрытие собора и восстановлены фрески, созданные для базилики [23, p. 16].
Храм Афины был одним из самых богатых и прославленных храмов не только в Сиракузах, но и во всей Великой Греции. Его сокровища и драгоценное убранство неоднократно становились объектом грабежа со стороны завоевателей города и их наместников, но сам храм замечательно сохранился до наших дней. Он не был забыт, как многие храмы, не так пострадал от войн и землетрясений, не был разрушен и засыпан культурными слоями развивающегося города. Этому способствовало то, что в VII в., в эпоху византийского владычества, храм был превращен в христианскую базилику. С III в., еще со времен римских правителей, молодое христианство в Сиракузах боролось с многовековой языческой религией и культурой. Один из множества подвигов этой борьбы стал особенно значимым для Сиракуз.
Жизнь Лючии, уроженки, а затем и покровительницы Сиракуз, как и жизнеописания других раннехристианских святых, окутана легендами. Согласно одной из них, принявшая христианство Лючия была невестой язычника, но ей претило «идолопоклонство», и когда заболела ее мать, Лючия молилась об ее исцелении, обещая взамен дать обет девства. Мать выздоровела, и в благодарность за ее исцеление Лючия раздала свое приданное бедным. Ее отвергнутый жених обратился к судье Сиракуз, который в 304 г. н. э. приговорил девушку к поруганию и смерти.
В Сиракузах хранится ребро святой Лючии, остальные реликвии были отправлены в Константинополь, а в настоящее время находятся в Венеции. Кроме Сиракуз, святая Лючия является покровительницей Мантуи, Толедо и почитается как одна из святых Венеции. Перестроенный из базилики в самом конце XVII в. кафедральный собор Сиракуз был освящен, как собор Святой Лючии. В его часовне стоит серебряная статуя мученицы, изображенной с пальмовой ветвью и лампадой.
В храме, который был основан как храм Афины — воинственной и мудрой дочери Зевса, спустя несколько столетий стали почитать христианскую святую, защитницу от телесной и духовной слепоты, покровительницу крестьян и стекольщиков, а также раскаявшихся блудниц. Сохранилось воспоминание исследователя древностей Роберта Кольдевея, о котором упоминает в своей книге К. Керам: «Мне однажды пришлось наблюдать, как в портале храма в Сиракузах чуть ли не сорок человек вынесли, высоко подняв над толпой, большие носилки с колоссальной, сделанной из серебра, статуей в праздничном убранстве — кольцах, бриллиантах, золоте, серебре — и как потом эта статуя в торжественной процессии при звуках музыки, молитв и песнопений всей толпы была доставлена в сады латомий» [11, с. 69].
История античной архитектуры опирается не только на теоретические трактаты, археологические  материалы  и  конкретные  исследования  сохранившихся  памятников.  В XVII–XVIII вв. и первой половине XIX в., когда искусство античного периода было исключительно популярным и играло колоссальную роль в формировании европейской художественной культуры, создавались и тиражировались многочисленные гравюры и рисунки антиков, археологических раскопок и архитектурных комплексов6. На раскопках Помпей и Геркуланума делались зарисовки архитектурных элементов, копии рисунков декора. Широко известны работы Пиранези с изображениями памятников Пестума, древностей римского Форума и других итальянских территорий [9]. К сожалению, неизвестно о подобной фиксации внешнего вида или интерьера храма Афины, однако графические свидетельства современных ему храмов могут оказать существенную помощь в поиске некоторых форм и элементов, например, тех, что были неизменными или обязательными на территориях Великой Греции. Скорее всего, новый византийский облик хоть и сохранил храм в веках, но во время роста интереса к античности в XVIII в. помешал его восприятию, как памятника античного искусства. Сохранились свидетельства того, что реконструкция начала XX в. открыла многие античные детали храма, которые до того были скрыты поздними наслоениями штукатурки и обновленными конструкциями [23, p. 12]. Таким образом, современному исследователю крайне трудно представить себе прежний облик храма Афины. Так как собор является уникальным памятником древности и одновременно — освященным собором, его освобождение от позднейших архитектурных «наслоений» не представляется возможным по целому ряду причин. Однако архитекторам и историкам искусства важен для изучения и анализа каждый сохранившийся античный храм, ведь несмотря на то, что храмы возводились в соответствии со строгими ограничениями, для каждого из известных типов сооружений (храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер, моноптер, толос) важную роль играли материал и окружающая среда, и, разумеется, нельзя не принимать во внимание дарование самих зодчих. Храм Афины в Сиракузах представляет собой уникальный памятник архитектуры.
Хотя это не единственный пример в истории, когда греческий храм на территории Великой Греции впоследствии был перестроен в христианскую базилику, именно у храма Афины из-за его местоположения в самом центре политической жизни острова сложилась совершенно особенная история.
Однако в том, что касается новой жизни в роли христианской базилики, такая же судьба была и у других известных храмов: храма Афины в Пестуме (первоначально — греческая колония Посейдония) и одного из храмов сицилийского города Агригента (храм F, также называемый храмом Согласия) [23, p. 48].