Содержание материала

      
Ссылки.

  1.      Anderson J.C. The New York Cruciform Lectionary. Pennsylvania, 1992. P. 11.
  2.      Weitzmann K. Byzantine Miniature and Icon Painting in the Eleventh Century // Proceedings of the 13th International Congress of Byzantine Studies. Oxford, 1966. London, 1967. P. 271. В отсутствие точно датированных икон и фрагментарной сохранности монументальных ансамблей лицевые рукописи дают уникальный материал для выяснения этапов развития стиля XI в.
  3.      Попова О.С. Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI века и его дальнейшая судьба // Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. Москва, 2006. С. 149–211.
  4.      Høhel Ch. Symeon Metaphrastes. Rewriting and Canonization. Copenhagen, 2002.
  5.      Началом XII в. датируется рукопись Paris. gr. 1528. Более поздних иллюстрированных рукописей метафрастовского минология не известно. Исключение составляет Oxford, Bodleain Gr. th. f. 1, написанная по заказу Дмитрия I Палеолога между 1322 и 1340 гг. См.: Hutter I. Das Oxforder “Bildmenologion” // Byzantinische Sprachkunst. Studien zur byzantinischen Literatur gewidmet Wolfram Hörandner zum 65. Geburtstag. Berlin-New York, 2007. S. 143–180. 
  6.      Høhel Ch. Symeon Metaphrastes… P 152; Ehrhard A. Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche. Bd. 2. S. 314–317.
  7.      Patterson Ševčenko N. Illustrated Manuscripts of the Metaphrastian Menologion. Chicago-London, 1990. P. 3–4.
  8.      Владимир (Филантропов). Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки. Т. I. Москва, 1884. С. 575–577; Фонкич Б.Л., Поляков Ф.Б. Греческие рукописи Синодальной библиотеки. Палеографические, кодикологические и библиографические дополнения к каталогу архимандрита Владимира (Филантропова). Москва, 1993. С. 125–126; Hutter I. Le Copiste du Métaphraste. On a Center for Manuscript Production in Eleventh Century Constantinople // I manoscritti greci tra riflessione e dibattito. Atti del V Colloquio Internazionale di Paleografia Greca (Cremona, 4–10 ottobre 1998) / a cura di G. Prato. Firenze, 2000. P. 535–586 (с предшествующей библиографией).
  9.      Работа по выявлению родственных томов среди сохранившихся иллюстрированных минологиев была предпринята Н. Паттерсон Шевченко. Согласно предложенной схеме, минологий ГИМ Син. гр. 9 относится к т.н. “изданию F”. См.: Patterson Ševčenko N. An eleventh century illustrated edition of the Metaphrastian Menologium // East European Quarterly. 1979. Vol. 13. P. 423–430; Id. Six illustrated editions of the Metaphrastian Menologium // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. XVI. Internationaler Byzantinistenkongress. Wien, 4.–9. Oktober 1981. II. Teil. Wien, 1982. S. 187–195; Id. Illustrated Manuscripts... P. 61–72.
  10.      Все миниатюры и орнаменты, украшавшие рукопись, утрачены. 
  11.      Anderson J.C. The Сommon (Studite) Origin of the Moscow Menologium and Jerusalem Gregory // Byzantion. 1987. T. 57. P. 5–11.
  12.      Der Nersessian S. L'illustration des psautiers grecs du moyen âge, II. Londres, Add.19.352. Paris, 1970 (Bibliothèque des Cahiers Archéologiques, 5). P. 62.
  13.      В круг рукописей Студийского скриптория вошли: Vat. Barb. gr. 372; Иерусалим, библиотека Греческого патриархата cod. Taphou 14; British Library Add. MS 19352; British Library Loan 36 – Phillipps 7667; рукописи минология 1063 г. (ГИМ Син. гр. 9 и Sinait. cod. 500); Oxford, Bodleain Library, cod. Auct. T. inf. 2.7; Marc. gr. 585. См.: Anderson J.C. The Date and Purpose of the Barberini Psalter // Cahiers Archéologique. 1983. Vol. 31. P. 43–44.
  14.      Hutter I. Theodoros βιβλιογράφος und die Buchmalerei in Studiu // Οπώρα, Studi in onore di mgr. Paul Canart per il LXX compleanno, I / A cura di S. Luca, L. Perria (Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. 1997. Vol. 51). P. 177–208.
  15.      Ibid.; Krausmüller D. An Analysis of Rituals of Installation and Their Depictions in Illuminated Manuscripts // Revue des Études Byzantines. 2006–2007. Vols. 64–65. P. 255–282. 
  16.      Hutter I. Theodoros βιβλιογράφος... P. 180.
  17.      Hutter I. Le Copiste du Métaphraste... P. 536.
  18.      Сохранилось пять томов данного минология: Oxford, Bodleian Library Barocci 230; Wien, ÖNB Hist. gr. 6; Paris. gr. 580; Athos, Lavra Δ 82 и Sinait. cod. 512. Начало каждой рукописи содержит полностраничную миниатюру с портретами тех святых, тексты житий которых содержатся в каждом отдельном томе. См.: Patterson Ševčenko N. Illustrated Manuscripts... P. 11–26; Hutter I. Le Copiste du Métaphraste... P. 546–547.
  19.      Anderson J.C. On the Nature of the Theodore Psalter // The Art Bulletin. 1988. Vol. 70. P. 550–568.
  20.      Пуцко В.Г. Два фрагмента константинопольских лицевых рукописей третьей четверти XI века из собрания   ГПБ (греч. 334 и 373) // Византийский временник. 1971. T. 31). С. 121, 126–127.
  21.      Omont H. Évangiles avec peintures byzantines du XIe siècle, I. Reproduction des 361 miniatures du manuscrit grec 74 de la Bibliothèque Nationale. Paris, 1908.
  22.      Ševčenko N. Illustrated Manuscripts... P. 85–95. Н. Паттерсон Шевченко предложила условную датировку началом XII в. В.Н. Лазарев атрибутировал рукопись афонским скрипториям и датировал её концом XI – началом XII в.  См.: Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1. Москва, 1986. С. 103.
  23.      Ševčenko N. Illustrated Manuscripts... P. 49–60. Рукопись Copenhagen, Det kongelige Bibliothek Gamle Kongelige Sammlung, fol. 167 является  четвертым томом минология и содержит тексты на вторую половину ноября. Рукопись входила в общий десятитомный набор вместе с минологием ГИМ Син. гр. 175 (т.н. “издание Е” по Н. Паттерсон Шевченко).