Содержание материала


Ссылки.

  1.   См.: Макарова А.Л. Царский и ктиторский портреты в церкви Рождества Богородицы в Бетании: к вопросу о датировке и атрибуции памятника // Вестник ПСТГУ. Вопросы истории и теории христианского искусства. V: 2 (2). М., 2010. С. 19–32.
  2.   Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании // IV Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбили-си, 1983. С. 1–21.
  3.   См. Макарова А.Л. Царский и ктиторский портреты… С. 19–32.
  4.   «Ниже всего к югу монастырь Пресвятой Богородицы Бетания, с куполом, в крепком месте, построенный ца-рицей Тамарой, ныне в заведывании иерея». Древнегрузинские переводы «История Орбелянов» Стефаноса Ор-беляна / Подг. к изд. Е.В. Цагарейшвили. Тбилиси, 1978. С. 37.
  5.   Шмерлинг Р., Долидзе В., Барнавели Т. Окрестности Тбилиси. Тбилиси, 1960. С. 84.
  6.   Вахушти Багратиони. История Царства Грузинского. Памятники грузинской исторической литературы / Пе-ревод, предисловие, словарь и указатель Н.Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976.
  7.   Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании... С. 5.
  8.   Там же. С. 6.
  9.   Примеров храмов и монастырских комплексов, пострадавших от землетрясений, в Грузии множество – разрушенных как в средние века (Давид-Гареджи), так и в самое последнее время (многочисленные памятники Рачии).
  10.   Мераб Вачнадзе, Вахтанг Гурули, Михаил Бахтадзе. История Грузии (с древнейших времен до наших дней): http://lib.rus.ec/b/74098/read
  11.   Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании... С. 4–5.
  12.   См.: Амираншвили. История грузинского искусства. С. 225; Шмерлинг Р., Долидзе В., Барнавели Т. Окрестно-сти Тбилиси... С. 85; Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании... С. 5.
  13.   Там же. С. 5.
  14.   «Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего сына? Он же ответил, сказав: Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять [слуг], говоря: скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель [мученик] Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили» ( Протоевангелие Иакова // Апокрифы древ-них христиан. М., 1989. С. 126).
  15.   См.: Толмачевская Н.И. Фрески древней Грузии. Тифлис, 1931. С. 14.
  16.   Привалова Е.Л. Новые данные о Бетании... С. 7.
  17.   Датировку см.: Абрамишвили Г. Атени Сиони // Православная Энциклопедия. Т. 3. М., 2006. С. 675–677.
  18.   См. мою статью: Макарова А.Л. Фрески церкви Св. Георгия в Бочорме (Грузия) // Актуальные проблемы тео-рии и истории искусства. Т. 1. СПб., 2011. С. 46–55.
  19.   См. Аладашвили Н.А., Алибегашвили Г.В., Вольская А.И. Живописная школа Сванетии. Тбилиси, 1983. С. 30– 102.
  20.   Амиранашвили Ш. Грузинская миниатюра. М., 1966. С. 19–26; Алибегашвили Г. Художественный принцип иллюстрирования грузинской рукописной книги XI – начала XIII веков. Тбилиси, 1973. С. 75–113.
  21.   Чичинадзе Н. Иконопись // Православная Энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 305. Илл. 306.
  22.   Это фрески церкви Панагии Мавриотиссы в Касторье (нач. XII в.); росписи монастыря Осиос Хризостомос в Кутсовендисе (1092–1102), первого слоя в храме Панагии Форвиотиссы в Асину (1105–1106) и Панагии Теото-кос в Трикомо (нач. XII в.) на Кипре; мозаики собора в Триесте; архангелы в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции (нач. XII в.); живопись барабана Софийского собора (1109), церкви Рождества Богородицы Антоние-ва монастыря (1125), купола северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря (1130) Новгорода Великого и др.