Содержание материала


Ссылки.

  1.   Winternitz E. Muses and music in a burial chapel: An interpretation of Filippino Lippi's window wall in the Capella Strozzi // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. 1963–1965. Bd. 11. P. 263–286; Borsook E. Documents for Filippo Strozzi’s chapel in Santa Maria Novella and other related papers // The Burlington Magazine. 1970. Vol. 112. P. 737–746; Vol. 113. P. 800–804; Friedman D. The Burial chapel of Filippo Strozzi in Santa Maria Novella in Firenze // L’Arte. 1970. Vol. 3. P. 109–131; Mazzanti A. Filippino Lippi: un episodio particolare del neopatonismo // Il lume del sole. Marsilio Ficino medico dell’anima. Catalogo / A cura di P. Castelli, P. Ceccarelli, A. Mazzanti, C. Paolini. Firenze, 1984. P. 135–160.
  2.   Sale J.R The Strozzi Chapel by Filippino Lippi in Santa Maria Novella. New York, London, 1979.
  3.   Согласно контракту, художник должен был поместить «на каждой стене по две истории», чье содержание оставлялось на усмотрение заказчика. (Borsook E. Doсuments… № 63.)
  4.   Об использовании мотива триумфальной арки см.:  Halm P. Das unvollendete Fresko des Filippino Lippis in Poggio a Caiano // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. 1931. Bd. 3. S. 414–416; Morolli G. Archi e capanne: due miti edificatori “estremi” nell’immaginario iconico dell’età laurenziana // La Toscana al tempo di Lorenzo il Magnifico. Politica. Economia. Cultura. Arte. T. 1. Pisa, 1996. P. 59–60.
  5.   Borsook E. Documents… № 22.
  6.   По мнению С. Джорджи, надгробие должно было быть полностью закрыто алтарем, что свидетельствовало бы о величайшем смирении заказчика. (Giorgi S. La Cappella Strozzi a Santa Maria Novella // Cappelle del Rinascimento a Firenze / A cura di A. Paolucci. Firenze, 1998. P. 108.) Впрочем, декорация капеллы не позволяет заподозрить Филиппо Строцци в излишней скромности.
  7.   О необходимости сооружения «хорошо исполненного» надгробия он рассуждает в одном из писем. (См.: Gilbert C.E. L’arte del Quattrocento nelle testimonianze coeve. Firenze, Vienna, 1988. № 66.)
  8.   Giorgi S. La Cappella Strozzi... P. 112.
  9.   См.: Mengin U. Les deux Lippi. Paris, 1932. P. 181; Scharf A. Filippino Lippi. Wien, 1935. S. 65; Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме. М.–СПб., 2001. С. 395 (в примечаниях автор пишет о Парфенике как об античном прообразе прославления Богоматери); Giorgi S. La Cappella Strozzi... P. 109.
  10.   «Богом великим», «торжествующим победу», в сцене чуда Св. Филиппа назван Христос, благословляющий с небес апостола; надпись помещена на постаментах статуй, увенчивающих алтарь Марса. Богиня-дева Диана считалась покровительницей Эфеса, где творит чудо Св. Иоанн. Таким образом, надпись, обращенная к Деве и Богу, устанавливала связь между алтарной стеной и боковыми, противопоставляя языческим божествам Богоматерь и Христа. (Sale J.R. The Strozzi Chapel… Р. 329–330).
  11.   Шастель А. Искусство и гуманизм… С. 396.
  12.   Mazzanti A. Filippino Lippi… Р. 140–142. Филиппо Строцци не увлекался интеллектуальными изысканиями, и идея включить в декорацию капеллы комплекс неоплатонических представлений могла быть подсказана ему кем-то из гуманистов – по убеждению исследователей, он имел возможность напрямую общаться с Фичино. С литераторами, например, с Полициано, мог сотрудничать и Филиппино Липпи (См. Sale J.R. The Strozzi Chapel... P. 422–444; Zambrano P., Nelson J.K. Filippino Lippi. Milano, 2004. P. 555.) Дж. К. Нельсон оговаривается, что «антикварный» характер росписей мог быть продиктован желанием заказчика, не питавшего интереса к античности, превзойти в оригинальности Франческо Сассетти и декорацию его капеллы в церкви Санта Тринита (Ibid.).
  13.   Sale J.R The Strozzi Chapel... Р. 332–390.
  14.   Schwarzenberg E. Glovis, impresa di Giuliano de' Medici // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. 1995. Bd. 39. S.148.
  15.   См.: D’Ancona P. Le rappresentazioni allegoriche delle Arti Liberali nel medioevo e nel Rinascimento // L’Arte. 1902. Vol. 5. P. 137–155, 211–228, 269–289, 370–385.
  16.   См.: Liebwein W. Studiolo. Storia e tipologia di uno spazio culturale. Modena, 2005. P. 95–99; Cieri Via C. Il luogo della mente e della memoria // Ibid. P. XXVI–XXXII.
  17.   Так, Филарете в «Трактате об архитектуре» описывает Casa di Virtù, куда помещает Добродетель, Свободные искусства и Муз (Antonio Averlino, detto Il Filarete. Trattato di architettura / A cura di A.M. Finoli, L. Grassi. Milano, 1972. P. 542).
  18.   Cumont F. Recherches sur le symbolisme funéraire des romains. P., 1942. P. 256–288.
  19.   Заметим, что художник не обращается к единичным собственно мемориальным памятникам XV в., эксплуатирующим тему Свободных искусств – рельефам Агостино ди Дуччо в капелле Свободных искусств в церкви Сан Франческо в Римини, восходящим к изобразительной традиции так называемых «тарокки Мантеньи» и, безусловно, хорошо известному ему надгробию папы Сикста IV работы Антонио Поллайоло (Рим, собор Св. Петра), чьи пластические схемы он использовал в изображениях сивилл в капелле Караффа (Рим, Санта Мария сопра Минерва).
  20.   Borsook E. Documents… № 22.
  21.   Пер. по: Mazzanti A. Filippino Lippi… Р. 139. Тема uomini famosi, распространившаяся в итальянской светской декорации с XIV в. и связанная с представлением о гражданских и нравственных идеалах, семантически близка к теме Свободных искусств: в обоих случаях олицетворением абстрактного понятия служат конкретные исторические или легендарные персонажи (Ср.: Kühnast K. Studien zum Studiolo zu Urbino. Köln, 1987. S. 121–122).
  22.   Acidini C. La cappella Strozzi in Santa Maria Novella a Firenze // Filippino Lippi e Sandro Botticelli nella Firenze del ‘400 / A cura di A. Cecchi. Milano, 2011. P. 62. К заслугам праотцев причислено и то, что они «изобрели музыкальные строи и гимны предали писанию» (Сир. 44:5), что согласуется с присутствием музыкальной тематики в декорации капеллы.
  23.   Исключением, возможно, являются фигуры мужчины и мальчика, присутствующих при казни Св. Филиппа: в них предлагают видеть Филиппо Строцци и его малолетнего сына Лоренцо (Mengin U. Les deux Lippi... P. 187), полагая, что данная группа не может представлять безымянных зрителей или последователей апостола (Sale J.R. The Strozzi Chapel... P. 246). В сцене «Воскрешения Друзианы» в фигурах дев и вдов, которым покровительствует Св. Иоанн, У. Менген предлагает видеть вдову заказчика и его дочерей. (Mengin U. Les deux Lippi… P. 94).
  24.   Friedman D. The Burial Chapel… Р. 115. «Возвращением» являлся и факт сооружения усыпальницы в базилике Санта Мария Новелла: в XIV в. семье Строцци принадлежала капелла в левом рукаве трансепта церкви.
  25.   Например, аллюзия на возвращение из изгнания семьи Медичи прочитывается во фреске Франчабиджо «Триумф Цицерона» в салоне виллы в Поджо-а-Кайано. (См.: Kliemann J.M. Politische und humanistische Ideen der Medici in der Villa Poggio a Caiano. Bamberg, 1976. S. 25–34).
  26.   Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. СПб., 2003. Т. 2. С. 112.