Содержание материала


Ссылки.

  1.   Зильберштейн И. С., Самков В. А. В. Серов в переписке, документах и интервью. Т. 1. Л., 1985. С. 51–65; Грабарь И. Э. В. А. Серов. Жизнь и творчество. М., 1914. С. 64–66; Он же. В. А. Серов. Жизнь и творчество. М., 1965 (далее – Грабарь И.Э. В. А. Серов…). С. 61–67.
  2.   Москва, ОР ГТГ 49/16; Соколова Н. И. В. А. Серов. Переписка. М., 1937. С. 102; Зильберштейн И. С., Самков В. А. В. Серов в переписке… С. 64–65.
  3.   Грабарь И.Э. В. А. Серов… С. 70.   
  4.   ГТГ. Каталог собрания. Живопись конца XIX – начала XX в. Т. 5. М., 2005. С. 326, № 1165.
  5.   Грабарь И.Э. В. А. Серов… С. 70; 313, прим. 78; 319, 391; Зильберштейн И. С., Самков В. А. Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Т. 1. Л., 1971. С. 94, прим. 101.
  6.   ГТГ. Каталог… Т. 5. С. 326, № 1166.
  7.   Там же. С. 326, № 1167.
  8.   Письмо от 30.05.1885, Москва, ОР ГТГ 49/9 (Соколова Н. В. А. Серов… С. 85–87; Зильберштейн И. С., Самков В. А. В. Серов в переписке… Т. 1. С. 52–53); письмо от 01.08.1885, Москва, ОР ГТГ 49/12 (Соколова Н. И. В. А. Серов… С. 93; Зильберштейн И. С., Самков В. А. В. Серов в переписке… Т. 1. С. 59–61).
  9.   Серов упоминает в письме от 08.09.1885, что посетил Дрезденскую картинную галерею и «такую галерею» в Берлине: Москва, ОР ГТГ 49/16 (Соколова Н. И. В. А. Серов… С. 101–103; Зильберштейн И. С., Самков В. А. В. Серов в переписке… Т. 1. С. 64–65). Вероятно, имеется в виду Картинная галерея в Старом Музее в Берлине, открывшаяся в 1830 г.
  10.   Дерево (махагони), масло, 20 × 27 см, Берлинская картинная галерея, инв. 806, впервые упоминается в описи 1786 г.
  11.   ГТГ. Каталог…, Т. 5. С. 326, № 1168.
  12.   ГТГ. Каталог собрания. Живопись второй половины XIX в. Т. 4.2. М., 2006. С. 190, № 437.
  13.   Грабарь подчёркивает в 1965 г. (Грабарь И.Э. В. А. Серов… С. 65), что в Амстердаме картины Вермера произвели на Серова сильное впечатление. В письмах Серова Вермер не упоминается, но, вероятно, он видел его работы хотя бы в одном из трёх упомянутых музеев.
  14.   Холст, масло, 83 × 64,5 см, Дрезденская картинная галерея, инв. 1335.
  15.   Bujsen E. Die Wiederentdeckung des ‚jungen Vermeers‘ // Neidhardt U. Der frühe Vermeer. Dresden, 2010. S. 39–40.
  16.   Приобретена для саксонского курфюрста Августа III (1696–1763) как работа Рембрандта в парижской коллекции принца фон Кариньяна. В каталоге 1765 г. упоминается как написанная «в манере Рембрандта», после чего временно приписывалась Питеру де Хоху (1629–1648). См.: Neidhardt U. Katalog // Neidhardt U. Der frühe Vermeer… S. 67–68; 131–132, № 4.
  17.   Холст, масло, 46,5 × 39 cм, инв. SK-C-251, Амстердам, Государственный музей; куплена в 1885 г. и была первой картиной Вермера в собрании.
  18.   Как Рембрандт (1606–1669) так и Вермер (1632–1675) находились, в свою очередь, косвенным образом под воздействием Караваджо (1571–1610), чья световая концепция была им знакома через караваджистов Утрехта. См.: Hammer-Tugendhat D. Gott im Schatten? Zur Bedeutung des Lichts bei Caravaggio und Rembrandt // Licht, Glanz, Blendung: Beiträge zu einer Kulturgeschichte des Leuchtenden / Ch. Lechtermann, H. Wandhoff. Bern, 2008. S. 177–190.
  19.   ГТГ. Каталог собрания. Живопись второй половины XIX в. Т. 4.1. M., 2001. С. 218, № 482.
  20.   ГТГ. Каталог... Т. 5. С. 330, № 1181.
  21.   Холст, масло, 55 × 49,5 cм, Германия, частное собрание.
  22.   Hamann R. Nähmädchengenre // Hermand J. Naturalismus. Berlin, 1959. S. 160; Fritz von Ude. Vom Realismus zum Impressionismus / D. Hansen. Ostfildern, 1999. S. 78–79, N 8.
  23.   Von Keyserling E. Fritz von Uhde // Kunst und Künstler. 1905. Bd. 3. S. 269.
  24.   Холст, масло, 60 × 48 см, частное собрание.
  25.   Подобным образом Уде использует мотив окна и в других картинах: «Старшая сестра» (1884), «Читающия девочка с кошкой» (1885), «Швея у окна» (1890) и т.д.
  26.   В 1869 г. Кёппинг поступает в Академию Художеств Мюнхена, в 1890 г. становится профессором Берлинской Академии Художеств. См.: Vollmer H. Köpping, Karl // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler. Bd. 21. Leipzig, 1927. S. 174–175; Kühnel A. Koepping, Karl // The Dictionary of Art / Ed. J. Turner. New-York, London, 1996. Vol. 18. P. 237.
  27.   С. Ахенбах предполагает в своей диссертации, что первый офорт Либермана «Дети» (1876) был создан под руководством Кёппинга (Achenbach S. Die Druckgraphik Max Liebermanns. Heidelberg, 1974. S. 25). В 1889 г., по просьбе Антонина Пруста, Кёппинг вместе с Либерманом и Кюлем отвечает за организацию независимого немецкого отдела на Всемирной выставке в Париже. См.: Kühnel A., Koepping ... С Удэ и Кюлем Кёппинг знакомится предположительно в Париже в конце 1870-х – начале 1880-х гг.: Кюль живёт здесь с 1878 г., Удэ приезжает сюда в 1879 г. по приглашению Мункачи. См.: Küster U. Fritz von Uhde – Biographie // Fritz von Ude… 1999. S. 191; Hülsewig-Johnen J. Im Haus // Hülsewig-Johnen J., Kellein Th. Der deutsche Impressionismus. Köln, 2009. S. 26.
  28.   «Handzeichnungen, Radierungen, Lithographien moderner Meister aus dem Nachlasse des im Jahre 1914 verstorbenen Prof. Karl Koepping, Berlin und anderem Besitze» были распроданы 25.10.1915 г.  галереей F.A.C. Prestel (осн. в 1774 г., Франкфурт на Майне). В каталоге упоминаются Боннар, Гоген, Гойя, Делакруа, Добиньи, Домье, Дэни, Израэльс, Клингер (№ 645–694), Кольвиц, Коринт, Коро, Либерман, Манэ, Матисс, Милле, Орлик, Писсаро, Родэн, Слефогт, Тома (№ 1020–1039), Тулуз-Лотрэк, Фантэн-Латур, Уистлер (№ 1112–1128), Цорн (№ 1151–1060) и Энсор. Однако чёткое разделение между коллекцией Кёппинга и «прочей собственностью» отсутствует; также остаётся неясным, когда были куплены эти работы. Поскольку в названии аукциона ударение ставится на Кёппинга, вероятно большинство работ принадлежало ему.
  29.   Либерману живопись Голландии служит важным источником вдохновения. Возможно, одним из прототипов его «Швеи у окна» (1880) была «Кружевница» (1669/70) Вермера, купленная Лувром в 1870 г. См.: Howoldt J. E. Stille Arbeit // Howoldt J. E., Frenssen B. Max Liebermann – der Realist und die Phantasie. Hamburg, 1997. S. 132–133. О первой встрече с Йозефом Израэльсом: Andratschke Th. Die Bedeutung Hollands für Leben und Kunst Max Liebermanns // Uitgevers W., Grape-Albers H., Van Maarseveen M. Max Liebermann und die Holländer. Zwolle, 2006. S. 18.
  30.   Холст, масло, 85 × 117,5 cм, Будапешт, Музей изобразительных искусств. Dekkers D. Jozef Israëls: een succesvol schilder van het vissersgenre. Leiden, 1994. S. C255–C260, № 14; Dekkers D. Jozef Israëls: 1824–1911. Zwolle, 1999. S. 164–166, № 20.
  31.   Холст, масло, 59 × 78 cм, Москва, ГМИИ им. Пушкина, инв. 3510.
  32.   Dekkers D. Jozef Israëls… S. C260; Senenko M. The Pushkin State Museum of Fine Arts. Collection of Dutch Painting. XVII–XIX Centuries. Moscow, 2009. P. 443, № 3510.
  33.   Nouwen  M. Malheimat Holland // Howoldt J. E., Frenssen B. Max Liebermann… S. 19.
  34.   De Leeuw R. Jozef Israëls and Rembrandt // Dekkers D. Jozef Israëls…  S. 42–53; Nouwen M. Malheimat Holland… S. 19.
  35.   42 × 23 см, Толедо, Музей изобразительных искусств. Передана музею в 1925 г. Эдвардом Друммондом Либби (1854–1925), дата приобретения неизвестна. Созданная по ней картина находилась у Джеймса Стаатса Форбса (1823–1904), потом у И. Лейдена Форда. См.: Kloosterboer M. The New Flower, 1880 // Dekkers D. Jozef Israëls… S. 306–307, № 84.
  36.   Письмо из Гааги от 01.08.1885, Москва, ОР ГТГ 49/12 (Соколова Н.И. В.А. Серов… С. 93–94; Зильберштейн И.С., Самков В.А. В. Серов в переписке… Т. 1. С. 59–61). Дочь Серова Ольга также вспоминала, что «папа находил, что мама похожа на голландку» (Серова О.В. Воспоминания о моем отце Валентине Александровиче Серове. М.-Л., 1947. С. 14).
  37.   Письмо из Гааги от 01.08.1885, Москва, ОР ГТГ 49/12 (Соколова Н.И. В.А. Серов… С. 93–94; Зильберштейн И.С., Самков В.А. В. Серов в переписке… Т. 1. С. 59–61).