Содержание материала


Ссылки.

  1. Две публикации, в которых более подробно рассматривается интересующий нас материал, принадлежат итальянскому археологу Карло Гаспарри: [4], [5].
  2. Plin. NH II.17, Strab. Geograph. V.4.5; Tit. Liv. XLI, 16 et al. См. подробнее: [10].
  3. Основная литература, посвященная истории и археологии Флегрейских полей: [3], [8], [10].
  4. Название, данное археологами одному из секторов комплекса, связано с обнаружением здесь статуи типа Афродиты-Сосандры, ныне экспонирующейся в Археологическом музее Неаполя.
  5. Изредка уменьшенные копии известных культовых статуй создавались и в классическую эпоху [1,
  6. p. 16]. О проблеме копий и оригиналов в целом: [15].
  7. В качестве примера приведем бронзовую статую Аполлона Сауроктона, ныне хранящуюся в собрании Художественного музея Кливленда. Кароль Маттуш, известная исследовательница греческих бронз, полагает, что при копировании в том же материале была возможна переотливка по оригинальной форме, т. е. почти буквальное воспроизведение [9].
  8. Об эфесских амазонках и их типах: [1, p. 213–214; 13]
  9. Под таким именем известна одна из лучших реплик, хранящаяся в Копенгагене, в Новой глиптотеке Карлсберга [1, pl. 214].
  10. Первая статуя, найденная в море близ Капо Мизено, сейчас, вместе со слепками из Байи, экспонируется в музее Флегрейских полей. Две другие хранятся в собрании Археологического музея Неаполя.
  11. Подобным обстоятельством мог быть запрет или ограничение на копирование. Так, предположительно в святилищах Олимпии и Дельф было затруднено получение разрешения на копирование вотивных и культовых статуй, чем, возможно, объясняется отсутствие надежно идентифицированных копий с греческих оригиналов, находившихся на территории этих святилищ [6, p. 26].
  12. Есть только одна полная реплика этой статуи, хранящаяся в музее Торлония в Риме. В ней кисть левой руки — то есть именно та деталь, которая известна по слепку из Байи, — реставрирована, что затрудняет окончательную идентификацию. Статуя из музея Торлония: [1, pl. 74].