Содержание материала


Ссылки.

  1.   Мельник А.Г. Практика посвящений храмов во имя великокняжеских и царских святых в XVI в. // Царь и царство в русском общественном сознании (Мировосприятие и самосознание русского общества. Вып. 2). М., 1999. С. 38–48.
  2.   Маханько М.А. Икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» конца XIV в. из Коломны (ГТГ) и образ царского ангела в грозненском искусстве // Коломна и Коломенская земля. История и культура. Коломна, 2009. С. 190–229; Она же. Древняя икона царского ангела. Влияние коломенского образа конца XIV в. «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» на патрональные изображения середины – второй половины XVI в. // ДРИ. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. Материалы Международной научной конференции 1–2 ноября 2005 года / Ред.-сост. А.Л. Баталов, Э.С. Смирнова. М., 2009. С. 317–342.
  3.   Самойлова Т.Е. К истории возникновения традиции написания мерных икон // ДРИ. Русское искусство позднего Средневековья. XVI век. СПб., 2003. С. 360–366.
  4.   Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII веков. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х тт. Т. 2. М., 1963. Кат. 570. С. 173; История русского искусства. В 13 тт. / Под общ. ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева. Т. 3. М., 1955. С. 642. Рис. на с. 641.
  5.   В настоящее время находится в иконостасе Смоленского собора Новодевичьего монастыря.
  6.   Переписная книга московского Благовещенского собора XVII в. // Сборник Общества древнерусского искусства на 1873 год. М., 1873. С. 16.
  7.   Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле / Ред. Ю.Н. Звездина, И.А. Стерлигова, Л.А. Щенникова, при участии И.О. Мельниковой. М., 2003. Кат. 3. С. 87 (автор описания Л.А. Щенникова).
  8.   Ковчег издан в каталоге «Царский храм» 2003 г. с датой 7178–1669 г., которая не соответствует художественным особенностям изображений (Чтимые иконы и их драгоценные украшения // Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле, 2003. Кат. 4 (автор описания С.П. Орленко)). Характер композиции, особенности образов святых князей, пропорции их фигур, позы, трактовка их шапочек и одежд и даже рисунок орнаментов на них оказываются очень близкими к лучшим резным изображениям Бориса и Глеба на дробницах годуновского времени. По всей видимости, дата, упоминаемая в надписи на боковых сторонах ковчега, была прочитана ошибочно; также не исключено, что при изготовлении ковчега в 1669 г. была использована старая пластина с образами Троицы и святых князей. Автор выражает благодарность А.С. Преображенскому, указавшему нам на возможность более ранней датировки произведения.
  9.   Баталов А.Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Феодора Иоанновича // Заказчик в истории русской архитектуры [Общество историков архитектуры. Архив архитектуры. Выпуск V]. М., 1994. С. 117–140.
  10.   Возвращённое достояние. Русские иконы в частных собраниях. Каталог выставки. М., 2008. Кат. 13. С. 62–65; Шалина И.А. Царский образ из Частного музея русской иконы // Русское искусство. 2009. № 3. С. 66–67.
  11.   Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники / Под общ. ред. Н.Н. Воронина и В.В. Косточкина. М., 1968. С. 98.
  12.   Иконы Пскова. М., 2006. Кат. 122. С. 391 (автор описания О.А. Васильева).
  13.   В описи упоминается образ Бориса, Глеба, Феодора Стратилата, Марии Магдалины и Ксении Римлянки. См.: Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года: Комментированное издание / Сост. З.В. Дмитриева и М.Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 47.
  14.   Покровский Н.В. Памятники церковной старины в Костроме. СПб., 1909. С. 19; Каталог церковных и других предметов древности, находящихся в древлехранилище Костромского церковно-исторического общества в покоях Михаила Федоровича Романова, что в Ипатьевском монастыре. Кострома, 1914. № 69.
  15.   Маясова Н.А. «Светлицы» в доме боярина Дмитрия Ивановича Годунова // Произведения русского и зарубежного искусства XVI – начала XVIII века. ГММК. Материалы и исследования. Вып. 4. М., 1984. С. 34–37. Илл. 1.
  16.   Русское золото XIV – начала XX века фондов Государственных музеев Московского Кремля / Авт.-сост. С.Я. Коварская, И.Д. Костина, Е.В. Шакурова. М., 1987. С. 20–21. Илл. 18 на с. 45.
  17.   Sotheby's: Icons, Russian Pictures and Works of Art. London, 1991. P. 107.
  18.   Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея... Т. 2. Кат. 806.
  19.   Иконы Пскова... С. 388–391.
  20.   Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 437. Прим. 584. Это предположение поддерживает и О.А. Васильева: Иконы Пскова... С. 391.
  21.   Святые земли Русской. Каталог выставки. СПб., 2011. Кат. 10. Илл. 6.
  22.   Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. С. 61, 228.
  23.   Маясова Н.А. «Светлицы»... С. 53. Прим. 24.
  24.   Церковно-археологическое древлехранилище при Московском дворце в XVII в. С предисл. А.И. Успенского // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1902. Кн. 3. С. 18, 40.
  25.   Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея... Т. 2. Кат. 805.
  26.   Описные книги Старицкого Успенского монастыря 7115–1607 г. Старица, 1912. С. 28–29. Упоминается А.С. Преображенским: Преображенский А.С. Образ Богоматери «Моление о народе» в русском искусстве позднего Средневековья // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века. Сб. ст. памяти В.М. Сорокатого / Ред.-сост. О.А. Дьяченко, Л.М. Евсеева. М., 2008. С. 86–87, прим. 113.
  27.   Маханько М.А. «Богоматерь Боголюбская»: Об использовании древних иконографических изводов в иконописи XVI века // Искусствознание. 1998. Вып. 2/98. С. 247; Преображенский А.С. Образ Богоматери «Моление о народе»… С. 63.
  28.   Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний. Каталог. М., 2009. Кат. 124 (автор описания Л.М. Евсеева).
  29.   Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея... Т. 2. Кат. 588.
  30.   Изображения свв. Бориса и Глеба на дробницах годуновского времени подробно рассмотрены в статье Л.М. Спириной: Спирина Л.М. Святые князья Борис и Глеб на произведениях золотого и серебряного дела XVI–XVII вв. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 429–453.
  31.   Якунина Л.И. Русское шитьё жемчугом. М., 1955. С. 23, 25, 87; Мнёва Н.Е. Искусство московской Руси. М., 1965. С. 127. Рис. 59; Свирин А.Н. Древнерусское шитьё. М.; Л., 1966. С. 303, 306. Рис. 1; Николаева Т.В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л., 1968. Кат. 78; Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М., 1996. С. 383. Илл. 312; Спирина Л.М. Святые князья... С. 437. Рис. 90.
  32.   Якунина Л.И. Русское шитьё жемчугом… С. 78. Рис. 35; Свирин А.Н. Древнерусское шитьё… С. 103; Николаева Т.В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее… Кат. 76, 77; Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра... С. 383. Илл. 320-321; Спирина Л.М. Святые князья... С. 439. Рис. 91.
  33.   Спирина Л.М. Святые князья... С. 439.
  34.   На окладе сохранились дробницы с изображениями Ветхозаветной Троицы, предстоящего ей Иоанна Предтечи, Свв. Бориса и Глеба, мученицы Ирины. См.: Николаева Т.В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. № 234. С. 136; Спирина Л.М. Святые князья... С. 447–448. Рис. 97.
  35.   Николаева Т.В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее… Кат. 120; Спирина Л.М. Святые князья... С. 439. Рис. 92–94.
  36.   Гурьянов В.П. Две местные иконы св. Троицы в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры и их реставрация. М., 1906. С. 4; Николаева Т.В. Оклад с иконы «Троица» письма Андрея Рублева // Загорский государственный историко-культурный музей-заповедник. Сообщения. Вып. 2. Загорск, 1958. С. 31–38; Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра… С. 486. Илл. 424.
  37.   Эта икона является прославленным списком Смоленской иконы Одигитрии, предназначавшимся для Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1525 г. перенесённым в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Живопись находится под записью XIX в., оклад и драгоценный убор – конца XVI – XVII в. См.: Мартынова М.В. Оклад иконы Богоматерь Смоленская и черневая гравюра конца XVI в. // Благовещенский собор: Исследования и материалы. М., 1999. С. 318–340; Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле... Илл. с. 64.
  38.   Спирина Л.М. Неизвестные произведения искусства и исторические документы, связанные с погребальным комплексом Годуновых // Памятники культуры. Новые открытия. 1980. Л., 1981. С. 458–460; Она же. Святые князья... С. 446–447.
  39.   Спирина Л.М. Неизвестные произведения искусства и исторические документы… С. 458–460; Она же. Святые князья… С. 446–447.
  40.   Помимо заказов нецарственных родственников Бориса Годунова здесь можно вспомнить произведения с изображением тезоименитых святых рода Строгановых.